ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
Получено выражение для нахождения малого параметра, который определяет близость автоколебательной системы «однофазный асинхронный электродвигатель – линейный упругий элемент» к линейной консервативной. Данное выражение можно использовать для определения погрешности, которую дают асимптотические методы анализа автоколебательной системы, описанной в данной работе (в частности, метод Ван-дер-Поля).
Задача системы управления краном заключается в обеспечении перемещения груза с минимальным раскачиванием. Представлена разработанная трехмерная имитационная модель мостового крана с управлением на основе контроллера нечеткой логики, спроектированного с применением генетических алгоритмов. Представлены сравнительные показатели колебательности при перемещении груза, полученные при различных параметрах контроллера нечеткой логики.
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА
Показано, что для увеличения доли местных топлив в энергобалансе Беларуси необходимо взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств в вопросе заготовки и транспортировки местных топлив. В настоящее время стоит задача определить наиболее эффективные и надежные проекты энергоустановок для использования местных топлив при комбинированной выработке тепловой и электрической энергии в широких масштабах применительно к условиям Беларуси.
Выполнен анализ имеющегося массива экспериментальных данных по диэлектрической проницаемости воды и водяного пара. Представлена универсальная однопараметрическая зависимость диэлектрической проницаемости воды и водяного пара в однофазных областях, а также на пограничных кривых от отношения плотности к температуре.
Предложены методики анализа и расчета процессов турбулентного течения жидкости
в трубах и каналах. Рассмотрены различные режимы движения жидкостей в трубопроводах теплоэнергетических устройств и оборудования.
Представленные зависимости можно использовать при практических расчетах потерь на трение при транспортировке энергоносителей различного назначения.
Выполнен анализ экспериментальных данных и результатов балансовых испытаний двух методических нагревательных печей машиностроительного и металлургического производств, определены их энерготехнологические характеристики и установлены зависимости этих характеристик от производительности оборудования. В результате анализа выявлены причины более высокого КПД нагревательной печи прокатного стана 320 РУП «БМЗ» и сформулированы рекомендации, направленные на снижение топливопотребления в действующих и проектируемых пламенных печах машиностроительного и металлургического производств.
Рассматривается вариант модернизации водогрейного котла путем перевода его в режим мини-ТЭЦ с расширителем и теплофикационной турбиной малой мощности. Разработан комплекс программных средств, позволяющих оценить конкурентоспособность такой модернизации водогрейного котла в сравнении с когенерационной установкой.
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
ISSN 2414-0341 (Online)