ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ПИТАЮЩЕГО КАБЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛОКАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ
https://doi.org/10.21122/1029-7448-2017-60-6-536-543
Аннотация
Более 70 % нагрузки в металлургии, горно-, газодобывающих и других отраслях в СНГ составляют асинхронные двигатели. Актуальной задачей для всех предприятий является снижение потребления реактивной мощности в сети и обеспечение надежного пуска двигателя за счет контроля величины сопротивления его изоляции. Наиболее эффективное мероприятие по компенсации реактивной мощности – размещение конденсаторных батарей непосредственно в точках подключения асинхронного двигателя – локальная компенсация реактивной мощности. Целью исследований было снижение себестоимости выпускаемой продукции предприятия, что обеспечивает компенсация реактивной мощности, а в период технологической паузы использовать мощность, запасенную в батарее конденсаторов для контроля изменения величины сопротивления изоляции. После отключения двигателя от питающей сети и его остановки к обмоткам параллельно подключают батарею конденсаторов. Разряд конденсатора осуществляется в контуре состоящего из индуктивности обмотки двигателя, комплексного сопротивления изоляции и емкости батареи. Характер переходного процесса разряда конденсатора зависит от величины элементов схемы замещения. Переходный процесс может носить апериодический и периодический характер. Старение изоляции обмотки двигателя приводит к уменьшению величины ее сопротивления. Достижение величиной сопротивления изоляции критического значения приводит к изменению характера процесса. Разработанное устройство осуществляет контроль состояния изоляции двигателя и питающего кабеля во время технологических пауз без низковольтного источника питания и дополнительных коммутаций.
Об авторе
В. Е. КривоносовУкраина
Адрес для переписки: Кривоносов Валерий Егорович – Приазовский государственный технический университет, ул. Университетская, 7, 87500, г. Мариуполь, Украина. Тел.: (0629) 33-34-16 yhtverf@mail.uа
Список литературы
1. Отраслевой обзор «Электроэнергетика Украины»; артикул 12686002491, 10.12.2012. 41 c.
2. Лесникова, М . Н . Д вигательная а ктивность / М . Н . Л есникова / / Б изнес. 2 003. № 39. С. 28–31.
3. Правила устройства электроустановок потребителей. Харьков: Форт, 2009. 704 с.
4. Закладний, О. О. Оцінка залишкового ресурсу асинхронного електроприводу / О. О. Закладний // О. О. Закладний // Вісник НТУУ «КПІ». Сер. Гірництво. Київ: КПІ, 2010. Вип. 19. С. 140–148.
5. Reactive Power Controller Prophi. Operating Instructions. Janitza Electronics GmbH. Dok Nr 1.020.009.a Serie II. Germany, 2003. 56 p.
6. Паули, В. К. Компенсация реактивной мощности как эффективное средство рационального использования электроэнергии / В. К. Паули, Р. А. Воротников // Энергоэксперт. 2007. № 2. С. 16–22.
7. Устройство защиты изоляции обмоток электродвигателей от увлажнения: а с. № 1367106 СССР МПК Н02К1512 / И. В. Жежеленко, А. М. Липский, В. Е. Кривоносов; опубл. в 1988 г.
8. Способ контроля изоляции обмоток низковольтных электродвигателей: а. с. № 1371233 СССР. МПК G01R3134 / А. М. Липский, В. Е. Кривоносов, В. И. Мякотин; опубл. в 1985 г.
9. Спосіб контролю зміни опору ізоляції електродвигуна й живильного кабелю: пат. 98353 Україна, МПК Н02К15/12 (2006.01) / В. Є. Кривоносов; патентообладатель ДВНЗ «ПДТУ». № а201005384, опубл. 10.05.2012, бюл. № 9.
10. Пристрій контролю і захисту електроустаткування: пат. 98721 Україна, МПК Н02К15/12 (2006.01) / В. Є. Кривоносов; патентообладатель ДВНЗ «ПДТУ». № а201101572, опубл. 11.06.2012, бюл. № 11.
Рецензия
Для цитирования:
Кривоносов В.Е. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ИЗОЛЯЦИИ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ И ПИТАЮЩЕГО КАБЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЛОКАЛЬНОЙ КОМПЕНСАЦИИ. Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2017;60(6):536-543. https://doi.org/10.21122/1029-7448-2017-60-6-536-543
For citation:
Krivonosov V.E. DIAGNOSTIC OF THE INSULATION STATE OF THE ASYNCHRONOUS MOTOR AND THE POWER SUPPLY CABLE UNDER CONDITIONS OF LOCAL COMPENSATION. ENERGETIKA. Proceedings of CIS higher education institutions and power engineering associations. 2017;60(6):536-543. (In Russ.) https://doi.org/10.21122/1029-7448-2017-60-6-536-543