АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА
Аннотация
Актуальность исследований динамических режимов многодвигательного тягового электропривода определяется его широким применением в рельсовом электрическом транспорте. В статье выполнен анализ двухдвигательного тягового электропривода с питанием двух параллельно включенных асинхронных электродвигателей от одного преобразователя частоты с векторным управлением и датчиками скорости каждого из электродвигателей. Методом лабораторных исследований и имитационного моделиро- вания проведен анализ двухдвигательного асинхронного электропривода с учетом параметрических возмущений, а также с учетом ограниченного момента сцепления колес с рельсами. Так как двигатели одной серии могут иметь отличия в параметрах, для включения на параллельную работу необходим подбор машин с наименьшим отличием сопротивлений и индуктивностей обмоток. Для этого использовали метод параметрической идентификации каждого из электродвигателей, а также электродвигателя, эквива- лентного двум, включенным параллельно. Результат идентификации был применен в настройке управления.
Анализ режима буксования тягового электропривода в связи с трудностями его воспроизведения в лабораторных условиях проводили математическим и имитацион- ным моделированием с учетом ограничения силы сцепления, характерного для рель- сового транспорта. Предложенная имитационная модель построена с учетом упругих деформаций в кинематической цепи, передающей тяговое усилие. Модель позволяет проанализировать динамику системы в различных условиях при буксовании.
Представлены результаты лабораторных исследований и имитационного моделирования динамических режимов двухдвигательного электропривода. На основании полученных данных можно сделать вывод, что близость параметров двигателей, подключаемых парал- лельно к преобразователю, имеет важное значение для устойчивости к буксованию.
Об авторах
В. И. ХильмонБеларусь
Инженер
О. Ф. Опейко
Беларусь
Кандидат технических наук, доцент
Д. С. Однолько
Беларусь
Инженер
Список литературы
1. Динамические процессы в асинхронном тяговом приводе магистральных электровозов // Ю. А. Бахвалов [и др.]; под ред. А. А. Зарифьяна. – М. : Маршрут, 2006. – 374 с.
2. Жаров, И. А. Критерии оценки работы противоюзных устройств электроподвижного состава / И. А. Жаров, С. Б. Курцев, А. А. Макас // Вестник ВНИИЖТ. – 2011. – № 3. – С. 39–44.
3. Сафин, А. Р. Выбор рациональных схем управления тяговым электроприводом трамвая на основе разработки имитационной модели / А. Р. Сафин // Электротехника. – 2013. – № 1. – С. 57–61.
4. Артеменко, А. Н. Система автоматического выравнивания нагрузки тягового электропривода карьерного электровоза / А. Н. Артеменко // Вісник КДУ імені Міхайла Остроградського. – 2010. – Вип. 4, Ч. 3. – С. 56–58.
5. Проценко, Д. П. Управление тяговым электроприводом трамвая при наличии ограничений по сцеплению / Д. П. Проценко // Вісник КДУ імені Міхайла Остроградського. – 2010. – Вип. 3, Ч. 2. – С. 42–44.
6. Крагельский, И. В. Коэффициенты трения : справочное пособие / И. В. Крагельский, И. Э. Виноградова. – М. : Гос. науч.-техн. изд-во машиностроительной литературы, 1955. – 188 с.
7. Опейко, Ф. А. Колесный и гусеничный ход / Ф. А. Опейко. – Минск : Изд. Академии сельскохоз. наук БССР, 1960. – 228 с.
8. Однолько, Д. С. Идентификация состояния трехфазных асинхронных двигателей / Д. С. Однолько // Электроника, автоматика и измерительная техника : межвузовский сборник научных трудов с международным участием ; под науч. ред. Г. В. Миловзорова. – Уфа : Уфимский гос. авиационный тех. ун-т, 2011. – С. 21–25.
9. Однолько, Д. С. Алгоритм отслеживания «дрейфа» параметров асинхронного двигателя для микропроцессорных систем управления/ Д. С. Однолько // Електромеханічні та енергетичні системи, методи моделювання та оптимізації. Збірник наукових праць Х Міжнар. наук.-техн. конф. молодих учених і спеціалістів, Кременчук 28–29 березня 2012 р. – Кременчук : КрНУ, 2012. – С. 142–143.
10. Однолько, Д. С. Аналитическое исследование процесса синтеза наблюдателя параметров асинхронного двигателя / Д. С. Однолько // Инновационные технологии, автоматизация и мехатроника в машино- и приборостроении : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 11 апреля 2012 г. – Минск : Бизнесофсет, 2012. – С. 140–141.
Рецензия
Для цитирования:
Хильмон В.И., Опейко О.Ф., Однолько Д.С. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА. Энергетика. Известия высших учебных заведений и энергетических объединений СНГ. 2015;(1):24-33.
For citation:
Khilmon V.I., Opeiko O.F., Odnolko D.S. THE ANALISYS OF RAILWAY MULTI MOTORS ELECTRICAL DRIVE DYNAMIC. ENERGETIKA. Proceedings of CIS higher education institutions and power engineering associations. 2015;(1):24-33. (In Russ.)